Государственное учреждение образование «Средняя школа №23 г.Борисова»
телефон: 96 48 78
email: school23@rooborisov.by
222514, г. Борисов, ул.Н.-Неман, 172

Нормативное правовое обеспечение

Нормативное правовое обеспечение

Основа нормативно-правового регулирования в сфере образования

Конституция Республики Беларусь

15 марта 1994 года N 2875-XII

 (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских референдумах 24.11.1996, 17.10.2004 (Решение от 17.11.2004 N 1))

Статьи 49, 50 Конституции

Каждый имеет право на образование. Гарантируется доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования.

 Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях.

Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения.

Кодекс об образовании (13.01.2011 г. № 243-З)

Система образования включает:

•         систему дошкольного образования,

•         систему общего среднего образования,

•         систему профессионально-технического образования,

•         систему среднего специального образования,

•         систему высшего образования,

•         систему послевузовского образования,

•         систему дополнительного образования детей и  молодежи,

•         систему дополнительного образования взрослых,

•         систему специального образования

•         ОБРАЗОВАНИЕ — обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося

•         ОБУЧЕНИЕ — целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности обучающихся по овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей

•         ВОСПИТАНИЕ — целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося

•         Образовательные отношения — общественные отношения по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ …

Субъекты образовательных отношений:

·        обучающиеся,

·        законные представители несовершеннолетних обучающихся,

·        педагогические работники,

·        учреждения образования

Объекты образовательных отношений — знания, умения, навыки, свойства и качества личности обучающихся.

Компоненты системы образования согласно Кодексу об образовании:

•         участники образовательного процесса при реализации образовательных программ;

•         образовательные программы;

•         учреждения и организации образования;

•         государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования;

•         учебно-методические объединения в сфере образования;

•         организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения обучающимися;

•         организации — заказчики кадров;

•         организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых;

•         государственные органы

Основание возникновения образовательных отношений

•         договор

•         когда заключение договора не требуется — решение его руководителя о приеме (зачислении) лица в учреждение образования

Каждый имеет право обращаться для получения образования в любое учреждение образования.

Прием лиц в учреждение образования осуществляется в рамках предельной численности обучающихся, в соответствии с контрольными цифрами приема, с учетом требований СанНПиГН

 

Прекращение образовательных отношений

Образовательные отношения прекращаются:

·        в связи с получением образования;

досрочно:

·        по инициативе обучающегося, законного представителя несовершеннолетнего обучающегося (в случае перевода обучающегося в другое учреждение; по собственному желанию);

·        по инициативе учреждения образования (неуспеваемости по трем и более учебным предметам – кроме начального и базового образования; не прохождения итоговой аттестации без уважительных причин; длительного отсутствия без уважительных причин на учебных занятиях (занятиях) в течение учебного года; систематического (повторного в течение учебного года) неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей обучающимся, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания);

·        по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося, учреждения образования(ликвидации учреждения образования; реорганизации учреждения образования; вступления в законную силу приговора суда, которым обучающийся осужден к наказанию, исключающему продолжение получения образования; смерти обучающегося)

 (основание — решение руководителя учреждения образования об отчислении)

Кодекс об образовании

•         обучающийся — лицо, принятое для освоения содержания образовательной программы

•         учащийся — лицо, осваивающее содержание одного из видов образовательных программ общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования, или образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, или образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, или образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью

•         получение образования — освоение содержания образовательной программы, в случаях, предусмотренных Кодексом, подтвержденное документом об образовании или документом об обучении

•         педагогические работники — лица, которые осуществляют педагогическую деятельность

•         учреждение образования — юридическое лицо в   организационно-правовой форме учреждения, основной функцией которого является осуществление образовательной деятельности

тип — учреждение общего среднего образования

    вид:

•         начальная школа;

•         базовая школа;

•         средняя школа;

•         вечерняя школа;

•         гимназия;

•         гимназия-интернат;

•         лицей;

•         специализированный лицей;

•         суворовское училище;

•         кадетское училище;

•         школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

•         санаторная школа-интернат;

•         учебно-педагогический комплекс;

•         межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации;

•         межшкольный центр допризывной подготовки

Права учреждений образования

•         осуществлять образовательную деятельность;

•         формировать структуру и штатное расписание;

•         осуществлять приносящую доходы деятельность;

•         участвовать в научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;

•         осуществлять проверку подлинности документов об образовании при приеме лиц для получения образования и при наличии сомнений в их подлинности;

•         входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;

осуществлять международное сотрудничество в сфере образования, в том числе внешнеторговую деятельность.

УО обязано обеспечить:

•         качество образования;

•         разработку и утверждение структурных элементов научно-методического обеспечения, его совершенствование;

•         подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;

•         материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с установленными СанНПиГН;

•         создание безопасных условий;

•         разработку и принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка;

•         моральное и материальное стимулирование обучающихся, педагогических и иных работников;

•         меры социальной защиты обучающихся;

•         создание необходимых условий для организации питания и медицинской помощи, проживания (при необходимости) обучающихся;

•         участие в формировании контрольных цифр приема;

•         ознакомление лиц (законных представителей несовершеннолетних) при зачислении со свидетельством о  государственной регистрации, уставом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а по их требованию — и с учебно-программной документацией;

•         патронат лиц с ОПФР в  течение 2 лет после получения образования в соответствии с Положением о патронате лиц с ОПФР;

•         содействие уполномоченным государственным органам в проведении контроля за обеспечением качества образования

 

Кодекс об образовании (13.01.2011 г. № 243-З)

Управление учреждением общего среднего образования

Управление учреждением образования осуществляется в соответствии с Кодексом, положением о соответствующем типе и (или) виде учреждения образования, иными актами законодательства, уставом и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.

Непосредственное руководство учреждением общего среднего образования осуществляет его руководитель.

         Основным органом самоуправления учреждения общего среднего образования является совет, возглавляемый его руководителем.

В учреждении создается педагогический совет и могут создаваться попечительский совет, родительский комитет.

 

Руководитель учреждения образования

В соответствии с Кодексом об образовании:

·        действует от имени учреждения образования без доверенности и несет ответственность за результаты его деятельности;

·        издает приказы;

·        заключает договоры;

·        выдает доверенности;

·        открывает счета в банках в пределах своей компетенции;

·        осуществляет прием и увольнение работников;

·        утверждает их должностные инструкции.

В соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования

•         возглавляет учреждение, руководит его работой, обеспечивает взаимодействие с заинтересованными;

•         несет ответственность за результаты работы учреждения;

•         действует от имени учреждения без доверенности, представляет её во всех организациях;

•         в рамках своей компетенции издает приказы и даёт указания, обязательные для всех работников и учащихся;

•         принимает на работу и увольняет педагогических и иных работников, заключает с ними трудовые договора, применяет к ним меры поощрения, дисциплинарного взыскания;

•         утверждает структуру и штатное расписание учреждения в рамках средств, выделенных на оплату труда;

•         организует работу учреждения по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц, ведению книги замечаний и предложений, осуществлению административных процедур;

•         осуществляет личный приём граждан и представителей юридических лиц.

 

Кодекс об образовании

Законные представители – родители, усыновители, опекуны, попечители.

Имеют право на:

•         ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;

•         участие в управлении учреждением образования;

•         защиту прав и законных интересов обучающихся;

•         ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся;

•         получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся.

обязаны:

•         обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;

•         уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

•         выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся.

 

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

•         основание для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности – дисциплинарный проступок – противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования

•         к дисциплинарной ответственности привлекаются обучающийся, достигший к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста 14 лет, а обучающийся из числа лиц с ОПФР — 17 лет

•         меры дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; отчисление

К обучающемуся, совершившему дисциплинарный проступок и не достигшему к моменту его совершения возраста, с которого наступает дисциплинарная ответственность, а также к обучающемуся из числа лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, совершившему дисциплинарный проступок, могут применяться меры педагогического воздействия (беседа, обсуждение на педагогическом совете и иные меры педагогического воздействия), не противоречащие законодательству.

 

Кодекс об образовании (13.01.2011 г. № 243-З)

Раздел VIII
Общее среднее образование

•         общее среднее образование — уровень основного образования, направленный на духовно-нравственное и физическое развитие личностиучащегося, подготовку его к полноценной жизни в обществе, овладение учащимся основами наук, государственными языками Республики Беларусь,навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и  здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования

•         уровень основного образования — завершенный цикл освоения содержания образовательной программы основного образования

•         ступень образования — завершенный этап обучения и воспитания на одном из уровней основного образования:

•         I ступень — начальное образование (I — IV классы) – 4 года;

•         II ступень — базовое образование (V — IX классы) – 5 лет;

•         III ступень — среднее образование (X — XI классы, в вечерних школах — X — XII классы, вечерние классы — X — XII классы) – 2 (3) года;

•         I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование.

•         I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование

•         образовательная программа — совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и условий, необходимых для получения в соответствии с ожидаемыми результатами определенного уровня основного образования или определенного вида дополнительного образования

Образовательные программы основного образования (реализация которых позволяет получить дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское образование);образовательные программы дополнительного образования (реализация которых позволяет получить дополнительное образование детей и молодежи, дополнительное образование взрослых); образовательные программы специального образования (реализация которых позволяет получить специальное образование) включают в себя содержание(образовательный стандарт и научно-методическое обеспечение образования) и ресурсное(кадровое и материально-техническое) обеспечение.

Законные представители – родители, усыновители, опекуны, попечители

право на:

•         ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;

•         участие в управлении учреждением образования;

•         защиту прав и законных интересов обучающихся;

•         ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся;

•         получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся

 

обязаны:

•         обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;

•         уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

•         выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся

 

Организация образовательного процесса

Может быть организован:

•         в учреждениях образования;

•         на дому; в организациях здравоохранения; в санаторно-курортных и оздоровительных организациях

Организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти. Продолжительность учебного года устанавливается с 1 сентября по 1 июня

Общая продолжительность каникул — не менее 30 календарных дней, для учащихся I и II классов — не менее 37 календарных дней (летние — не менее 12   календарных недель, для учащихся IX классов — не менее 10)

•         Организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающейпятидневную учебную неделю и 1 день неделидля проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственных объектах (производственная (учебно-производственная) мастерская, учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации), в межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации

 

Организация образовательного процессаосуществляется в соответствии с Кодексом, положением о соответствующем типе учреждения образования или его виде, учебно-программной документацией… и включает в себя теоретическое и практическое обучение, воспитательную работу, самостоятельную работу обучающихся, аттестацию обучающихся

Кодекс об образовании (13.01.2011 г. № 243-З)

Основные требования к организации образовательного процесса:

•         обеспечение качества образования;

•         компетентностный подход;

•         охрана здоровья обучающихся;

•         соблюдение установленных продолжительности учебного года и каникул, сроков и форм аттестации обучающихся;

•         соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;

•         создание безопасных условий при организации образовательного процесса;

•         создание условий для развития творческих способностей обучающихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности;

•         обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи;

•         педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений;

•         создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.

 

Формы организации образовательного процесса

•         основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие: урок, наблюдение, экскурсия и иное занятие. Учебные занятия могут проводиться по сменам

•         дополнительно проводятся факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, консультации, занятия по физической реабилитации и музыкально-ритмические занятия (для учащихся санаторных школ-интернатов), практика, учебно-полевые сборы, общественно полезный труд

•         факультативные занятия — занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования

•         стимулирующие занятия — занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся

•         поддерживающие занятия — занятия, направленные на преодоление трудностей в изучении учебных предметов (отдельных тем учебных программ по учебным предметам) учащимися, получающими общее среднее образование в очной форме получения образования

 

 

 

Документы об образовании и обучении

 

•         свидетельство об общем базовом образовании (в т.ч. с отличием);

•         аттестат об общем среднем образовании (в т.ч. особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью)

•         свидетельство о специальном образовании;

•         свидетельство о дополнительном образовании детей и молодежи;

•         справка об обучении

 

Цель воспитания — формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося

Задачи воспитания:

•         формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

•         подготовка к самостоятельной жизни и труду;

•         формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

•         овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

•         формирование культуры семейных отношений;

•         создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося

Требования к воспитанию:

•         соответствие содержания, форм и методов воспитания цели и задачам воспитания;

•         системность и единство педагогических требований;

•         преемственность, непрерывность и последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

•         создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности

Кодекс об образовании (13.01.2011 г. № 243-З)

Раздел XVI

•         Поддержка детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, детей, нуждающихся в оздоровлении, детей, находящихся в социально опасном положении, и детей, нуждающихся в особых условиях воспитания

•         Статья 280 — 5. Признание детей находящимися в социально опасном положении осуществляется в соответствии с законодательством о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

•         Статья 281-      Государственная политика по поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, детей, нуждающихся в оздоровлении, детей, находящихся в социально опасном положении, и детей, нуждающихся в особых условиях воспитания.

•         1. Государственная политика по поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, и детей, нуждающихся в оздоровлении, — система социальных, правовых и иных мер, устанавливаемых государством и направленных на создание оптимальных условий для активизации созидательной деятельности детей, их самореализации и укрепления здоровья.

•         2. Государственная политика по поддержке детей, находящихся в   социально опасном положении, и детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, — система социальных, правовых и иных мер, устанавливаемых государством и направленных на выявление и устра­нение причин и условий, способствующих попаданию несовершен­нолетних в обстановку, представляющую опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающую требованиям к их воспитанию или содержанию, либо повлекших совершение несовершеннолетними преступлений или иных антиобщественных действий, а также на реабилитацию несовершеннолетних, попавших в социально опасное положение, и несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания.

•         Статья 282 — Выявление и учет детей, находящихся в социально опасном положении, осуществляются в соответствии с законодательством

Статья 283 — 5. Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, определяет цели, задачи, формы и методы работы по воспитанию и защите прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и направлена на социальную реабилитацию детей, находящихся в социально опасном положении, обеспечение защиты их прав и законных интересов.

Версия сайта для слабовидящих